Алла Петрова: «Здоровые дети – здоровая нация»

Основа здоровья закладывается в детском возрасте, поэтому так важно контролировать этот процесс. Чуть более года назад Минздрав РФ ввел должность главного внештатного детского специалиста по медицинской помощи в образовательных организациях. О том, для чего потребовалось такое нововведение, «Медицинскому вестнику» рассказала главный внештатный детский  специалист Минздрава ЧР по медицинской помощи в образовательных  организациях  А.А.Петрова, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе  БУ «Городская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии.

 – Алла Анатольевна, какова главная задача нового специалиста?

– Минздрав России исходил из того факта, что именно в школьный период возникает много нарушений в здоровье детей, и эти процессы важно контролировать, предупреждать заболевания и главное – профилактировать их совместными усилиями различных специалистов. Координацией этой работы и призваны заниматься главные специалисты регионов.

Почти 90% из 259 тысяч детей Чувашии относятся к категории так называемых «организованных» детей. То есть они посещают образовательные учреждения и зачастую находятся там с утра до вечера. Сегодня в Чувашии работает 435 школ, 328 детских садов и 29 средних специальных учебных заведений. И организация адекватной медицинской помощи в местах массового скопления детей – важнейшая задача государства. Именно здесь нужно выстраивать барьер для различных инфекционных заболеваний, здесь важно организовывать зону здорового образа жизни, здесь важно научить ребенка азам профилактики.

И, конечно, важно изменить сегодняшнюю ситуацию с заболеваемостью учащихся, ведь уже который год не снижается актуальность темы так называемых школьно обусловленных заболеваний. Современную школу из-за степени ее влияния на здоровье иногда даже сравнивают с вредным производством. Согласно общероссийской статистике, у 5-6% первоклассников фиксируются хронические заболевания, а к окончанию школы ими страдают уже 60-65% учеников.

Школьная заболеваемость, к сожалению, продолжает расти. Если ничего не предпринимать, то наши дети будут хорошо образованы, но при этом больны, и высок риск, что по этой причине они просто не смогут реализовать весь свой потенциал. Исправить ситуацию должен новый закон о школьной медицине, в котором прописываются основные меры по охране здоровья школьников. Весной этого года новая редакция была поддержана экспертным сообществом и фактически работа над законопроектом о школьной медицине находится в финальной стадии.

– Какие заболевания лидируют у учащихся?

– Среди всех классов заболеваний у детей, конечно же, преобладают респираторные инфекции дыхательных путей (61,7%). Но если взять сегмент школьно-обусловленных заболеваний, то здесь лидируют болезни костно-мышечной системы – 20,8%. На втором месте близорукость, а также невротические и астенические реакции в период подготовки к экзаменам, которые выявляются у 15,5% старшеклассников. На третьем месте – болезни желудочно-кишечного тракта (13,8%). Далее идут функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы – 9%, а также эндокринные заболевания, в том числе болезни щитовидной железы, сахарный диабет, ожирение – 8%. Особо беспокоит то, что рост распространенности последних в прошлом году составил среди подростков 11%.

– Существуют ли целевые федеральные программы по профильному направлению?  

– Два года назад в стране началась реализация программы «Десятилетие детства 2018-2027». Она стала преемницей Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, показавшей свою эффективность в сфере защиты детства. Эта масштабная программа должна оптимизировать сферы, касающиеся жизни детей: здравоохранение, образование, социальную поддержку, обеспечение безопасности детей, культурное и спортивное развитие. Для эффективной реализации поставленных задач различные ведомства и министерства должны предоставлять в Министерство просвещения РФ 78 разных показателей. К примеру, Минздрав будет обязан предоставлять сведения о состоянии здоровья новорожденных, в том числе с массой тела от 500 граммов, о профилактических осмотрах школьников.

В 2016 г. Минздравом России совместно с Министерством просвещения России был разработан и начал реализоваться пилотный проект «Школьная медицина» в пяти регионах (Смоленская область, Тамбовская область, Ростовская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия). С 2017 г. проект запущен в нашей республике, в нем участвуют 8 школ. В рамках проекта в них началась систематизация и внедрение действенных подходов к профилактике заболеваемости у детей. Конечной целью является создание современной эффективной модели здоровьесбережения обучающихся.

С января 2019 г. в России реализуется Национальный проект «Здравоохранение», в который входит федеральный проект «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям». Поскольку одной из его задач является развитие профилактического направления педиатрической службы, был издан приказ Минздрава РФ от 16.05.2019 г. №302н «Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях». Впервые в приказе указано на связь хронических неинфекционных заболеваний несовершеннолетних с факторами внутришкольной среды, и под особый контроль взяты 5 нозологий: болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезни глаза и его придаточного аппарата, органов пищеварения, системы кровообращения и эндокринной системы. В случае подозрения у несовершеннолетнего наличия хронического заболевания, особенно по перечисленным нозологиям, школьный педиатр направляет его для дальнейшего обследования к участковому педиатру, и тот при необходимости ставит ребенка на диспансерный учет. Раннее начало диспансерного наблюдения детей со школьно-обусловленной патологией позволяет своевременно провести лечение, реабилитационные мероприятия и снизить вероятность хронизации заболевания. В долгосрочной перспективе это должно привести к увеличению продолжительности жизни.

Отмечу и региональный проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» нацпроекта «Демография». Он направлен на мотивирование граждан всех возрастов вести здоровый образ жизни, организацию здорового питания и отказа от вредных привычек, создание условий для занятий спортом. В этом смысле важно формирование здоровых привычек в семье в целом!

– Что было сделано в республике в сфере охраны здоровья детей за последние годы?

– Несколько лет назад в республике был поставлен вопрос об обеспечении детей в образовательных учреждениях качественным и сбалансированным питанием. В рамках муниципальных программ была проведена модернизация всех школьных столовых. В них появилось современное оборудование, что позволило заметно улучшить качество приготовления пищи. С 2017 г. началось обновление пищеблоков в детских садах. Для обеспечения рациона питания с учетом гигиенических требований, Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике разработано и утверждено 10-дневное меню для школьников. Оно стало более разнообразным, в нем увеличилось количество мяса и фруктов, появились йогурты. Сегодня охват школьников республики горячим питанием составляет 96%. Отмечу, что в октябре этого года Госдума поддержала в первом чтении законопроект о бесплатном горячем питании для школьников младших классов. Согласно ему, субъекты РФ смогут получить субсидии из федерального бюджета на софинансирование затрат.

В последние два года реализуется уникальный проект Минздрава Чувашии «Здоровое зрение». Благодаря ему в 28 школах и одном детском саду созданы пункты охраны зрения, для чего было приобретено и поставлено медицинское оборудование на сумму 7,9 млн руб. Этот проект по сути своей пилотный и сейчас интегрирован в региональную программу федерального проекта «Школьная медицина».

Еще одно направление этого проекта – школьная стоматология. Сейчас это сеть из 70 школьных стоматологических кабинетов по всей Чувашии. В школьных стоматологических кабинетах детские стоматологи проводят планово-профилактические санации учащихся: фторирование, профгигиену, лечение зубов и просветительскую работу. Отмечу, что школьный стоматологический кабинет функционирует как «куст», работая не только на конкретную школу, но и на близко расположенные детские сады. Это улучшает доступность данного вида помощи и увеличивает охват детей осмотрами и санацией. К примеру, в 2018 году осмотрено более 18 тыс. детей, санация проведена 92,1% нуждающихся детей.

Также в рамках программы «Школьная медицина» разработаны наглядные материалы для оформления стендов, буклеты для раздачи. С ними можно ознакомиться по ссылке https://cloud.mail.ru/public/51nM/tJ6K51Vq2.  На сайте Минздрава Чувашии размещен баннер «Школьная медицина», в котором  содержатся материалы о проекте, а также лекторий для родителей «Взрослым о детях»  http://medicin.cap.ru/action/activity/organizaciya-medicinskoj-pomoschi-vzroslomu-nasele/organizaciya-medicinskoj-pomoschi-materyam-i-detya/shkoljnaya-medicina.

– Каким образом организована работа службы медицинской помощи в образовательных организациях Чувашии?

– С 2012 г. во всех крупных детских поликлиниках республики начали формироваться отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. Сегодня в республике работают 5 отделений: 2 – в Чебоксарах, по одному – в Новочебоксарске, Канаше и Шумерле. Именно педиатры, фельдшеры и медсестры этих отделений работают в школах, детских садах и профессиональных учебных заведениях.

Там, где не было возможности организовать такое отделение, к примеру, в некрупных районах республики, школу курируют участковый педиатр (или врач обшей практики) и медсестра, а отдаленные малонаселенные пункты – фельдшер ближайшего ФАПа.

Управляющим органом является отдел по организации медицинской помощи матерям и детям Минздрава ЧР. А курировать эту работу на местах теперь стал главный внештатный детский специалист по медицинской помощи в образовательных организациях.

– Какова ситуация с кадрами?

– В детских садах и школах республики имеется значительный дефицит медицинских работников, оказывающих помощь в этих организациях. Уровень укомплектованности педиатрами составляет 48,4%, средним медицинским персоналом – 53,5%. Но, несмотря на это, абсолютно все школы охвачены курацией педиатра или фельдшера, и ни один ребенок не остается без нашего внимания.

Добавлю, что согласно Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях на одного педиатра должно приходиться  180-200 детей ясельного возраста, или 350-400 детей дошкольного возраста, или 1000 учеников. На одну медицинскую сестру должно приходиться 100 воспитанников в детских садах или до 500 учеников в школе или профессиональных образовательных организациях. В названом Порядке указано, что в штате отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях должен быть также врач по гигиене детей и подростков: 1 на 2500 обучающихся. В его задачи входит  контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям обучения (степени освещенности в классах, эргономичности школьной мебели, корректной работы вентиляционной системы и так далее), физического и трудового воспитания, а также  питания. То есть, задачами этого специалиста является предотвращение факторов, которые способствует развитию школьных заболеваний. Сегодня в школах Чувашии специалисты по гигиене детей и подростков полностью отсутствуют, но в перспективе, надеюсь, ситуация изменится.

Сейчас профессиональное сообщество ведет работу по созданию профессионального стандарта врача-гигиениста. А  профессиональный стандарт «Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях» был одобрен в октябре 2019 г. Это огромный шаг в развитие специальности, ведь до этого обязанности и полномочия школьных медсестер ничем не регулировались, а специальной подготовки для работы в образовательных учреждениях не было. Однако сейчас специалистов по школьной медицине будут целенаправленно готовить вузы, так как для работы с учащимися медсестрам необходимо получить высшее образование – бакалавриат.

– Каким образом главный специалист координирует деятельность всех специалистов и клиник Чувашии?

– Моей задачей является организационно-методическая помощь, в том числе организация взаимодействия образовательных учреждений с медицинскими организациями, Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике, органами опеки и попечительства, органами социальной защиты. Провожу анализ работы отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. Контролирую соблюдение в школах, детских садах и средних профессиональных учебных заведениях санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения. В целях контроля за состоянием здоровья детей, я также анализирую результаты профилактических медицинских осмотров. Большое внимание уделяю контролю за повышением квалификации врачей, специалистов со средним медицинским образованием.

– Каковы обязанности педиатра в образовательном учреждении?

 – Здоровьесберегающие технологии включают в себя множество мероприятий, и у врача очень большой объем работы. Прежде всего – это оказание первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме. Много времени уделяется проведению профилактических медицинских осмотров. Детей осматривают педиатр и стоматолог (начиная с двухлетнего возраста) ежегодно, а узкие специалисты – в декретированные возраста. В подростковый период (15-17 лет) дети также ежегодно проходят осмотр у максимального количества специалистов.

Еще один фронт работы – допуск ребенка к занятиям физкультурой, спортивным соревнованиям. На фоне участившихся сообщений о смертях школьников во время уроков физкультуры, оно стало важным направлением деятельности школьного педиатра. Дело в том, что в подростковом возрасте в связи с интенсивным ростом повышается вероятность функциональных нарушений в организме ребенка. Оперативно выявлять такие нарушения могут школьные педиатры. Важно правильно оценить группу здоровья ребенка, а, значит, уровень допустимых для него физических нагрузок. Тем более, что даже здоровые дети в этом возрасте периодически испытывают недомогания, при которых чрезмерные нагрузки могут стать губительными.

Школьный педиатр проводит работу по выявлению факторов риска хронических неинфекционных заболеваний: повышенного артериального давления, избыточной массы тела, курения, употребления алкоголя, токсических веществ, а также стереотипов девиантных форм поведения.

В обязанности педиатра входит и организация карантинных мероприятий. В случае возникновения в образовательном учреждении инфекционного заболевания, врач обязан провести противоэпидемические мероприятия. Они включают в себя осмотр контактных детей, контроль за санэпидрежимом в школе, в столовой.

– Какая еще работа проводится для снижения риска возникновения заболеваний?

– Большой раздел – организация и проведение мероприятий по иммунопрофилактике инфекционных заболеваний. Фактически это работа нон-стоп, ведь в нашей стране детей прививают от 11 инфекционных заболеваний согласно Национальному календарю прививок. Так что до 18 лет каждый ребенок получает прививку около 20 раз, а считать с ежегодной прививкой от гриппа – около 40 раз. Перед каждой из прививок нам необходимо получить информированное согласие родителей на ее проведение, но, к сожалению, есть те, кто отказывается. Отказ от любой прививки ставит под угрозу здоровье ребенка, а отказ от туберкулинодиагностики становится еще большей проблемой. Ведь согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», не прошедшие еже­годную туберкулинодиагностику (реакция Ма­нту, Диаскинтест), то есть не обследованные на туберкулез дети не имеют права посещать образовательные учреждения.

Школьный педиатр решает важные задачи по подготовке юношей к призыву в армию, обеспечивая их медицинскими мероприятиями при первоначальной постановке на воинский учет. Это ежегодный осмотр и направление на обследование и на стационарное лечение при наличии показаний, с учетом имеющегося заболевания у подростка.

С детьми и молодежью ведется работа по формированию здорового образа жизни – школьный педиатр организует лекции по медицинской тематике, распространяет наглядный материал о профилактике важнейших инфекционных, неинфекционных, социально значимых заболеваний, о необходимости двигательной активности, здорового питания, закаливания. Он участвует и в профориентации школьников, предостерегая от выбора профессии, неподходящей ребенку по состоянию здоровья.

Все это составляет очень большой объем работы, поэтому школьная медицина – это сотрудничество многих специалистов. Например, школьный педиатр работает совместно участковым педиатром, который наблюдает ребенка с самого с самого раннего возраста и видит, в какой семье тот растет, какая у него наследственность. Если участковый педиатр видит факторы риска, то он ставит ребенка под наблюдение. Школьный педиатр со своей стороны предпринимает все, чтобы эти факторы не реализовались в болезнь.

 На помощь школьным врачам также приходят социальные педагоги и психологи, наркологи, психиатры, а также все узкие специалисты-медики. Большую помощь в выявлении факторов риска заболеваний оказывают специалисты центров здоровья. И такое сотрудничество приносит максимальный эффект.

Поэтому для результативной  профилактики заболеваний в школах механизмы межведомственного взаимодействия систем здравоохранения и образования должны совершенствоваться. Кстати,  пилотными регионами по проекту «Школьная медицина» были выработаны интересные решения по взаимодействию школьного  и участкового педиатров, социального педагога, школьного психолога, специалистов центров здоровья детей, органов опеки, учителей и родителей. Лучший опыт будет внедряться в регионах.

– Есть ли стандарты в школьной медицине?

– Да. Они отражены в Порядке прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях. Стандарты касаются комплектования штатов и оснащения медицинских кабинетов в школах.

Школа не может существовать без медицинского обеспечения, и оно должно быть интегрировано в образовательное пространство. По современным стандартам в школе должен быть не один медицинский кабинет, а целый блок – с кабинетом врача, процедурным, прививочным, стоматологическим кабинетом, санитарной комнатой. Сегодня, благодаря проекту «Школьная медицина», образовательными организациями активно закупается необходимое оборудование, инструментарий и расходные материалы.

Большое внимание уделяем укомплектованию медицинских кабинетов средствами для оказания экстренной помощи: к примеру, мешок Амбу для искусственной вентиляции легких, набор для оказания экстренной помощи при анафилактическом шоке, при травмах и прочее.

–Можно ли уже говорить, что есть достижения в этом направлении?

– Внедрение цифровых технологий в здравоохранение значительно облегчило и убыстрило работу врачей. Лучшим образом осуществляется взаимодействие школьных  и участковых педиатров и врачей-специалистов. Благодаря внедрению Республиканской медицинской информационной системы врачи могут моментально обмениваться данными о здоровье ребенка, результатами его обследований. Все это помогает не упускать из виду детей, поставленных на диспансерный учет и следить за состоянием их здоровья.

Приносит свои плоды проект «Здоровое зрение». Результат двухлетней работы – улучшение зрения у 76% детей, получивших лечение. А благодаря  внедрению в школах дополнительных динамических часов, физкультминуток уровень заболеваемости школьников  болезнями костно-мышечной системы снизился на 5%.

–  Каковы задачи службы по медицинской помощи в образовательных  организациях  Чувашии на ближайшее будущее?

– Сейчас главное для нас  это обеспечение кадрами. Во-первых, необходимо добиться того, чтобы в каждой школе и детсаду педиатр находился полный рабочий день, ведь сейчас ему приходится обслуживать несколько образовательных учреждений. Во-вторых, приток  в специальность врачей и медсестер должен решить и вторую задачу – омоложение службы, ведь сегодня средний возраст врачей в школьной медицине составляет  50-60 лет.

Вторая задача – привести в полное соответствие современным стандартам материальное обеспечение школьных отделений по медицинской помощи. И, конечно, для снижения уровня заболеваемости – внедрять новые технологии здоровьесбережения учащихся.

– Можно ли говорить о мифах в школьной медицине?

– Можно говорить о больших заблуждениях современных родителей. Например, что школьных уроков физкультуры достаточно для физической активности ребенка. Врачи убеждены, что два урока физкультуры в неделю – это очень мало. Ребенок должен активно двигаться как минимум 1 час в день, лучше – 2-3 часа. И не гулять по улице с гаджетами, а именно бегать, прыгать, заниматься на спортивных снарядах.

Еще один миф касается питания. Некоторые родители полагают, что если ребенок обеспечен здоровыми и полезными школьными завтраками и обедами, этого достаточно, чтобы считать его рацион здоровым. И поэтому не обращают внимания на качество и количество еды, которую есть ребенок вне школы. А это и фастфуд, и сладости, выпечка. Родители должны понимать, что любой прием нездоровой пищи перечеркивает всю пользу здоровой еды.  

– Ваши пожелания коллегам и родителям ваших пациентов?

– Честно говоря, хочется увидеть то время, когда педагоги в образовательных учреждениях считали бы своей обязанностью не только обучение детей, но и сохранение здоровья учеников. А каждый родитель должен помнить, что формирование такого важнейшего качества в ребенке, как ответственность, должно начинаться с ответственности за свое здоровье. Ведь здоровые дети – это и счастливая семья. Ну, и, конечно, здоровые дети – это здоровая нация в будущем!

Подготовили Н. Володина, Е. Кириллова

Источник: "Медицинский вестник"

Дата публикации: 29.11.2019